Меню

У. Самнер и Социология культуры

Бизнес-идеи

Среди «отцов-основателей» американской социологии вы­деляется Уильям Грэм Самнер (1840-1912). Подобно многим первым социологам, он начинал свою профессиональную карье­ру отнюдь не в области гуманитарного знания. Получив прекрас­ное по тем временам теологическое образование в университетах США и Европы, Самнер несколько лет посвятил служению цер­кви. В начале 70-х гг. он знакомится с идеями Г. Спенсера, кото­рые перевернули его мировоззренческую ориентацию: теолог стал эволюционистом. В 1872 г. началась педагогическая деятельность Самнера на посту профессора политических наук в Йелльском уни­верситете, где он проработал до ухода на пенсию в 1909 г. В 1876 г. он приступил к чтению лекций по социологии, вошедших в исто­рию как первый в США (или даже в мире) университетский курс по социологии. Историки американской социологии единодушны в


СОЦИОЛОГИЯ США

утверждении, что профессор Самнер сделал больше, чем кто-либо другой, для популяризации социологии как учебной дисциплины в университетах 1 . Самнер занимался пропагандой своих идей за пре­делами университетских стен, и его публичные выступления соби­рали многочисленные аудитории. В 1908-1909 гг. он был избран на пост президента Американского социологического общества.

Самнер оставил значительное научное наследие. Список его трудов включает около трехсот публикаций, среди которых книги и статьи по экономике, политической науке, социологии. Самое известное исследование ученого - увидевшая свет в 1906 г. мо­нография «Народные обычаи» (Folkways. Boston, 1906). После смерти ученого были опубликованы его многочисленные науч­ные и публицистические статьи, очерки, выступления в различных сборниках, позволившие углубить представление о его идейно-те­оретических позициях, о многогранности общественной деятель­ности 2 . Благодаря проф. А. Келлеру - ученику и последователю Самнера - в конце 20-х гг. был издан в четырех томах оставшийся незавершенным капитальный труд «Наука об обществе» (1927- 1928). Именно эти работы снискали Самнеру славу и высокий ав­торитет ученого-социолога.

У. Самнер выступил как активный поборник социал-дарви­нистской традиции на американской почве. Уже в первых статьях, написанных в 70-80-е гг., прослеживается доктринальная близость их автора к Г. Спенсеру. Самнеру удалось теоретически обосновать специфический вариант социал-дарвинизма, синтезировав идеи протестантской этики и дарвиновского учения.

Социология для Самнера - это наука, имеющая своей це­лью установление законов и тенденций общественного развития. Индивидуумы должны познавать социальные законы, чтобы сле­довать им. Ученый разделял взгляды Г. Спенсера о том, что ос­новной социальный закон - закон эволюции, который действует независимо от воли и желания людей. Но в отличие от английского социолога Самнер понимал механизм эволюции не как борьбу за существование, выживание сильнейших, а как «естественный» со­циальный отбор, «агентами» которого выступают не только конку-

1 См., например: Barnes H.E. (ed.). An Introduction on the History of Sociology.
Chicago, 1948. P. 55; Odum H. W. American Sociology. The Story of Sociology in the
United States Through 1950. N. Y, 1951. P. 83.

2 Sumner W.G. War and Other Essays. New Haven, 1911; Sumner W.G. The
Challenge of Facts and Other Essays. New Haven, 1914; Sumner W.G. The Forgotten
Man and Other Essays. New Haven, 1918.

История социологии


ренция, но и нравы общества, народные обычаи. В этом процессе каждый класс улучшает свои возможности. В работе «Чем обще­ственные классы обязаны друг другу» (1883) ученый обосновывал идеи о том, что в мировой истории не было ни одного периода, когда бы отсутствовали классы и классовая борьба, и что рецептов устранения или смягчения классовых конфликтов в природе не су­ществует. Чтобы «каждый класс смог улучшить свои возможности», необходимо стремиться к консенсусу, к установлению «отношений доброй воли и взаимного уважения» 1 .

Определяющим фактором человеческой жизни, услови­ем развития цивилизации, по Самнеру, является собственность. Благодаря собственности человек превращается из примитив­ного существа в человека, обладающего разумом 2 . Самнер по существу связывает цивилизационный процесс с накоплением собственности 3 . Социальная конкуренция неизбежно приводит к монополизации собственности, порождающей в свою очередь социально-экономическое расслоение общества. Он полагал, что в любом обществе существуют классовые различия и дифференци­ация, поскольку оно заинтересовано в развитии: «Если мы хотим быть реалистами, то надо признать необходимость в социальном неравенстве, в социальных классах 4 .

Социал-дарвинистским по своей сути было утверждение Самнера о необходимости социально-экономической свободы, в условиях которой выживать должны самые приспособленные. Рассуждая о критерии приспособляемости индивида, Самнер ус­матривает его в мере труда и успеха, которой человек содействует материальному процветанию общества 5 . Для него индивиды, до­стигшие высшего статуса, олицетворяли собой ту «благоприятную биологическую разновидность», которая обладала лучшими адап­тационными способностями и в силу этого вносила наибольший вклад в социальный прогресс.

Самнер выступил в качестве одного из первых и самых на­стойчивых защитников идеологии нового консерватизма, коррек­тировавших свое отношение к принципу laissez-faire. Доказывая

1 См.: Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее пре­
емственности и изменении. М., 1961. С. 168-169.

2 Sumner W.G. What Social Classes Owe to Each Other. N.Y., 1920. P. 86.

3 SumnerW.G., Keller A.G. The Science of Society. \fol. 4. New Haven, 1927-1928.
P. 100-101.

5 Sumner W.G. The Challenge of Fact and Other Essays. New Haven, 1914. P. 25.


СОЦИОЛОГИЯ США 469

необходимость защиты индивидуальных свобод от всепоглоща­ющей государственности, он подчеркивал, что государство, по природе его формирования, подвержено ошибкам и выступает как «худшее создание» 1 . Такая логика рассуждений приводила его к выводу о бессмысленности всяких реформ и форм государствен­ного контроля. В своих работах ученый не уставал повторять, что социальные улучшения являются следствием экономических улуч­шений. Еще в 1883 г. он предупреждал: «Модель прямого социаль­ного усовершенствования всегда имеет деспотический и искусст­венный характер, в то время как истинное социальное достижение должно быть продуктом естественного развития» 2 . Спустя десять лет Самнер более решительно высказывался против любой попыт­ки сознательного вмешательства в ход общественных процессов: «Величайшим заблуждением человека является мысль о том, что можно сесть с грифельной доской и карандашом за планирование нашего нового социального мира» 3 .

Специфические черты социал-дарвинистской методологии Самнера ярче всего проявились в его основном труде «Народные обычаи», в котором дана социологическая интерпретация их ис­токов, сущности и функций этих обычаев. Он трактует народные обычаи как продукт фундаментальных биологических потребно­стей индивида, представляющий собой складывающиеся бессозна­тельно способы борьбы людей друг с другом и окружающей сре­дой. Философия, религия, мораль - все это объявляется Самнером продуктом народных обычаев, а вовсе не творческих сил. И хотя обычаи являются продуктом фундаментальных биологических по­требностей индивидов, они, по мнению Самнера, имеют социаль­ный характер, поскольку принадлежат к системе договорных от­ношений и институтов. Это обстоятельство и выдвигает их в число ведущих факторов развития общества. Автор предлагает четкое и простое определение понятия «обычай». Он полагает, что челове­ческое поведение с самого начала определяется тремя «фактора­ми» (интерес, боль и удовольствие) и четырьмя «мотивами» (голод, секс, тщеславие и страх) 4 . Народные обычаи являются простым привычным средством закрепления опыта. Первоначально груп­повые обычаи действуют на подсознательном, иррациональном уровне: они вытекают из потребностей группы и меняются под

1 Sumner W.G. What Social Classes Owe to Each Other. N.Y., 1920. P. 9.

2 Ibid. P. 160-161.

3 Sumner W.G. War and Other Essays. P. 208-209.

4 Sumner W.G. Folkways. P. 40, 18.

История социологии


воздействием не сознательно поставленной цели, но лишь адап­тации к новым, изменившимся условиям. Со временем народные обычаи постепенно поднимаются на уровень сознательной реф­лексии и, «генерализируясь в теорию социального благополучия, становятся нравами». Нравы, по Самнеру, - это «народные обы­чаи, дополненные моральными соображениями по поводу того, что способствует благоденствию» 1 . Целью нравов, которые получают статус этического императива, является социальное благоденствие. Нравы, поддерживаемые групповым авторитетом, выступают глав­ным агентом, осуществляющим социальный отбор и социальное принуждение: они выносят вердикт по поводу поведения в группе, оценивая его как правильное или неправильное.

Самнер обосновывает свою знаменитую теорию стратифика­ции, в основу которой им был положен критерий «социетальной ценности» различных классов и социальных страт. По его мнению, собственно настоящим «классом» выступает элита, включающая гениев и талантливых индивидов. Признаком «класса» является обладание контролем над властью. На социальном «дне» распо­лагаются «зависимые, дефективные и делинквентные» слои на­селения, к которым примыкает пролетариат. Он не имеет посто­янного источника существования и потому полезен обществу, как полагает Самнер, только тем, что «поставляет ему детей». Выше пролетариата на социальной лестнице располагается страта, со­стоящая из людей, самостоятельно зарабатывающих себе на жизнь, но являющихся неквалифицированными и неграмотными. В свою очередь между ними и «талантами» Самнер располагает так назы­ваемых «медиократов», составляющих «массу». Масса не является оформленным феноменом, она лишь аморфная «сердцевина обще­ства» 2 . Самнер предложил функциональный подход к выделению различий между «классами» и «массой». Последняя консервативна в силу заложенных в ней инстинктов, она несет в себе народные обычаи, традиции и привычки, является ведомой и в любом случае не способна осуществлять руководство. «Класс» же представляет собой группу, которая в состоянии изменять общество, вести борь­бу за политическую и экономическую власть. Назначение элиты (класса) состоит в реализации функций размышления, разрешения проблем и предвидения ситуаций. По Самнеру, именно элита в со­стоянии приспособить нравы к изменившимся условиям 3 . По сути

1 Sumner W.G. Folkways. P. 30.


СОЦИОЛОГИЯ США 471

своей Самнер одним из первых апеллировал к методам социальной прогностики при анализе стратификации.

Ученый допускал возможность ограниченного сознательно­го контроля социальной жизнью. Обычаи могут утратить свою силу, отмереть, трансформироваться. Самый опасный вариант развития нравов, по Самнеру, связан с дезинтеграцией общества. «Революция - это время, когда не существует нравов. Старые нравы являются отринутыми, а новые находятся в процессе фор­мирования. Социальный ритуал прерывается, и старые табу при­останавливаются» ".

Вся социальная жизнь, по Самнеру, состоит в следовании обы­чаям, а когда обычаи и нравы становятся институтами или законами, они изменяют характер. Самнеровское учение об институтах форми­ровалось под сильным влиянием Г. Спенсера. Однако американский ученый пошел дальше своего учителя и предложил оригинальный подход к типологии социальных институтов, который вытекает из его классификации социетальной активности. Исходя из идеи о том, что поведение человека определяется мотивами голода, секса, тщес­лавия и страха, Самнер выделяет соответствующие этим четырем побудительным мотивам способы удовлетворения потребностей: через институты самоподдержания общества (собственность, ин­дустриальная организация, война за распределение богатства и др.); институты самосохранения, основанные на любви (брак, семья); институты самоутверждения, вырастающие из тщеславия (мода, этикет, игры, наслаждение и престиж) и, кроме того, ментальные и социальные реакции, из которых выросли (через страх перед духа­ми) религиозные и регулятивные системы институтов 2 .

Согласно Самнеру, коллективное поведение становится устой­чивым благодаря эффективным способам адаптации, удовлетворе­ния потребностей в конкретных условиях существования людей. Он был убежден, что социальные институты благодаря изначально оформленному взаимному интересу способны урегулировать со­циальные отношения.

Сампер полагал, что институт является более сложной струк­турой, с отдельными нравами, обычаями или даже законами. «Структура - это каркас, или аппарат, или ряд чиновников, зада­чей которых является обеспечение взаимодействия предписанным способом в определенных условиях» 3 . Опираясь на ряд нравов и

1 Sumner W.G. Folkways. P. 86.

2 Sumner W.G., JellerA.G. The Science of Society. Vol. 4. P. 89-90.

3 Sumner W.G. Folkways. P. 54.

История социологии


обычаев, формирующих систему предписанных позиций индиви­дов, институт выступает средством организации, позволяющим осуществлять кооперированные действия. Деятельность индивида становится публично одобряемой и санкционированной, таким образом, она «институализируется». Структура проявляет себя в определенной и специфической системе действий, которые опре­деляются правилами. Они включают «предписанные позиции» и использование «аппарата», средств и «инструментариев».

Самнер прослеживает эволюцию ряда первоначальных ин­ститутов (собственности, брака и семьи, религии, государства, классов, права и др.), которые берут истоки в народных обычаях. Каждый из них призван осуществлять свои специфические фун­кции по отношению к индивиду и обществу. Он показывает, что в основе социального порядка и сложившихся условностей ле­жат представления общества о том, как преуспеть. В отличие от Спенсера, утверждавшего, что социальные институты возникают в ходе эволюции, стихийно, как ответ на рост численности попу­ляции, Самнер акцентировал внимание на том, что они являются продуктом рационального изобретения и принадлежат к высокой цивилизации 1 .

Большое значение для теоретической социологии имела разработка Самнером проблемы внутригрупповых и межгруппо­вых отношений. Наибольшую известность приобрели категории Самнера «мы-группа» («we-groop») и «они-группа» («they-groop»). Индивиды, находящиеся внутри группы, составляют «мы-груп­пу», а все остальные - «они-группу». Группы осмысливаются им как взаимозависимые и взаимосвязанные общности, вовлеченные в борьбу за существование. Отношения людей внутри группы и между группами резко различаются. Дружеские отношения лю­дей внутри группы коррелируются, по мнению Самнера, с враж­дебными отношениями к представителям иных групп. Чем более враждебны отношения между группами, тем жестче внутренняя дисциплина в обеих группах 2 .

История человеческих групп, считал Самнер, есть история борьбы между ними. В ее основе лежит выработка и упрочение особого чувства, названного им этноцентризмом. Социолог дал определение, признанное классическим: этноцентризм - это «по­зиция, согласно которой собственная группа представляется чело­веку центром всего, а все остальные шкалируются и оцениваются

1 Sumner W.G. Folkways. P. 53.


СОЦИОЛОГИЯ США

по отношению к ней» 1 . Исследуя проблему соотношения народных обычаев с этноцентризмом, Самнер приходит к выводу, что этно­центризм способствует усилению народных обычаев. Это объясня­ется тем, что каждая группа исходит из позитивного восприятия только собственных обычаев, и потому подвергает осмеянию или презрению обычаи других групп.

Функциональный подход к объяснению народных обычаев позволил Самнеру преодолеть ограниченность биологическо­го редукционизма, присущего социал-дарвинистской трактов­ке этноцентризма в концепции Л. Гумпловича. По Гумпловичу, этноцентризм - врожденное свойство сознания, явля­ющееся причиной всех конфликтов. Самнер в рамках эволю­ционной теории осмыслил реальную роль этноцентризма в становлении этнических сообществ, типов культур, свойственных тем или иным народам.

Самнер, таким образом, одним из первых в теоретической со­циологии осуществил нормативный подход к анализу социального взаимодействия истоков, природы и функций социальных норм, первым обратился к анализу внутригрупповых и межгрупповых отношений.

Штат Нью-Джерси), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма . Профессор политической и социальной науки Иельского университета. Концепция С. формировалась главным образом под воздействием идей Г. Спенсера . С. отстаивал два основных принципа: универсальность естественного отбора, который толковался им как идея естественности социального отбора, и борьбы за существование; автоматический и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого, С. рассматривал социальное неравенство как естественное и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником государственного регулирования, попыток реформировать и тем более революционизировать общественную жизнь. Воззрения С. выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей благоприятных условий свободной конкуренции перед лицом усиления государственно-монополистических тенденций. В работе «Народные обычаи» (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, С. разрабатывает понятия «мы ‒ группа», «они ‒ группа» и «этноцентризм» применительно к «примитивным» обществам и начальным этапам человеческой истории. Отношения в «мы ‒ группе» он характеризует как сплочённость, отношения между «мы ‒ группой» и «они ‒ группой»‒ как враждебность. Последняя, по С., связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнической) группы. Эта работа С. вошла в историю социальной и этнической психологии не исходными социал-дарвинистскими принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отдельных черт обычая и некоторых других явлений.

Соч.: Challenge of facts and other essays, New Haven, 1914; Falkways, Boston ‒ N. Y.. 1940; The science of society, v. 1‒4, New Haven ‒ L., 1927‒28 (совм. с A. Keller).

Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; McCIoskey R. G., American conservatism in the age of enterprisr, 1865‒1910. A study of W. G. Sumner, N. Y., 1964.

═ Л. Б. Гофман.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Самнер Уильям Грэм" в других словарях:

    - (1840 1910) американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. В работе Народные обычаи (1906) разработал понятие этноцентризм и др., дал анализ норм социальной жизни, обычаев …

    - (Sumner) (1840 1910), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. В работе «Народные обычаи» (1906) даны понятие этноцентризма и др., анализ норм социальной жизни, обычаев. * * * САМНЕР Уильям Грэм САМНЕР… … Энциклопедический словарь

    Словарь бизнес-терминов

    - (1840—1910), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. Профессор Йельского университета (1872—1909). Противник государственного регулирования; рассматривал социальное неравенство как условие… … Большой Энциклопедический словарь

    САМНЕР (SUMNER), Уильям Грэм (1840-1910) - американский экономист, социолог, представитель либерального направления. Самнер выступал противником всех форм государственного регулирования экономических отношений, поддерживая требования свободной конкуренции для всех форм предпринимательства … Большой экономический словарь

    САМНЕР (SUMNER) Уильям Грэм - (1840 1910) американский социолог, профессор Йельского университета. С. представил студентам систематизированный курс лекций по социологии Наука об обществе. Основными принципами социологии С. считал неуклонный и автоматический характер… … Социология: Энциклопедия

    Уильям Грэм Сáмнер (Sumner) (1840 1910) амер. социолог, представитель социал дарвинизма в социологии, один из родоначальников социол. науки в США. В 1863 закончил Йельский ун т по специальности “полит. экономия”. Затем учился в Гёттингене, Женеве … Энциклопедия культурологии

    - (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, штат Нью Джер си, 12.04.1910, Инглвуд, штат Нью Джерси) американский социолог, экономист и публицист, профессор политической и социальной науки Йельского университета, представитель социального… … Энциклопедия социологии

    I Самнер (Sumner) Джеймс Бетчеллер (19.11.1887, Кантон, штат Огайо, 12.8.1955, Буффало, штат Нью Йорк), американский биохимик. Член Национальной АН США и Американской академик искусств и наук. Окончил Гарвардский университет (1910).… … Большая советская энциклопедия

    - (Sumner), Уильям Грэм (30 окт. 1840 – 12 апр. 1910) – амер. социолог, один из зачинателей амер. бурж. социологии. С 1872 – проф. Иельского ун та. Последователь Спенсера, испытавший также влияние Гумпловича, Ратценхофера и Липперта, С. в осн.… … Философская энциклопедия

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Гораздо более явственно черты “идеально-типического” социального дарвинизма свойственны теориям другого американского социолога - Уильяма Самнера (1840-1910). Будучи ортодоксальным спенсерианцем, он придал взглядам Спенсера несколько упрощенный и вульгарный характер. Отсюда два главных принципа его социологии: 1) автоматический и неуклонный характер социальной эволюции; 2) универсальность естественного отбора и борьбы за существование. Эти общие принципы определили его социально-практическую ориентацию; в отличие от Смолла, который был реформистом, Самнер был сторонником стихийности в социальном развитии и противником всех форм государственного регулирования социальных и экономических процессов.

Самая известная и оригинальная работа Самнера - “Народные обычаи” (1906) - основана на анализе большого этнографического материала. В конечном счете обычаи в ней рассматриваются как следствие фундаментальных биологических потребностей людей. Под обычаями автор понимает все стандартизованные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Две группы факторов, по Самнеру, определяют характер и содержание обычаев. Во-первых, это интересы. Обычаи являются определенными видами защиты и нападения в процессе борьбы за существование (либо между людьми, либо с окружающей средой). Во-вторых, обычаи - результат воздействия четырех главных мотивов человеческих действий вообще (здесь автор предваряет теорию “четырех желаний” Уильяма Томаса): голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. В основании этих мотивов также лежат интересы. Обычаи не являются результатом сознательной воли человека и влияют на его поведение так же, как естественные бессознательные силы и импульсы.

Наибольшую известность получили разработанные Самнером в “Народных обычаях” понятия “мы-группа , или “внутренняя группа” (we-group ”, in-group ) и “они-группа ” или “внешние группы (they-group ”, “out-groups ). Отношения в “мы-группе” отличаются сплоченностью, тогда как отношения с “они-группами” - враждебностью. Самнер разрабатывает введенное Гумпловичем понятие этноцентризма, определяя его как “взгляд, согласно которому собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные определяются и оцениваются по отношению к ней” . Хотя Самнер представил упрощенную картину взаимоотношений между группами в первобытных обществах, разработанные им понятия сохранили свое значение и продолжают использоваться в социологии, социальной психологии и этнопсихологии.

Уильям Грехем Самнер (1840-1910) считается одним из основателей американской социологии. Из ранних американских социологов, пожалуй, он один упоминается в современных учебниках по социологии как ее классик. У. Самнер известен еще как экономист и публицист, о чем свидетельствуют названия его книг: "Американские финансы" (1875), "Александр Гамильтон" (1890), "Финансисты и финансы американской революции" (1891), "История

банковского дела в США" (1896), "Забытый человек и другие эссе" (1913). У. Самнер был весьма плодовитым, его перу принадлежит около 20 книг. В области социологии главными считаются "Народные обычаи" (1906) и четырехтомная "Наука об обществе", написанная в те годы, когда он был профессором политической и социальной науки в Йельском университете, но опубликованная после его смерти (1927-1929).

Общество, согласно У. Самнеру, представляет собой конгломерат групп. Каждая группа заботится о сохранении своей целостности. Достигается это при помощи норм - особых правил, вырабатываемых группой и определяющих, что и как должны делать индивиды в различных ситуациях. У. Самнер разработал целую классификацию социальных норм.

Обычаи (folkways) описывают нормы, нарушение которых не угрожает целостности группы. Они напоминают правила приличия, например требование, пользоваться ножом и вилкой. Они различаются у разных народов и культур.

Нравы (mores) - более строгий вид норм. К нарушителям нравов группа применяет жесткие санкции вплоть до изгнания. Они составляют групповую мораль, или нравственность. К ним относятся требования уважать старших, помогать родственникам. "Нравы помогают делать что-либо правильно и избегать неправильных поступков", - писал У. Самнер.

Законы, третий вид норм, он подразделял на две категории:

1) обычное право,

2) формальное право.

Первый тип является кристаллизацией традиционной практики, второй - государственной деятельности. Нравы включают философские и этические оценки поступков. На обычаях и нравах основываются "естественные" институты, например, религия, семья, собственность, а на законах - "предписанные" институты (банки, система выборов). Институт - одно из ключевых понятий социологии У. Самнера. Нравы и обычаи представляют собой предписания о том, как следует обращаться с членами своей группы и с членами чужой группы. Если Л. Уорд повторил проект О. Конта по превращению социологии в разновидность науки управления обществом, то У. Самнер сознательно ушел от глобальных проблем к сиюминутным аспектам повседневной жизни, обратив внимание на индивидуальные и коллективные привычки, обычаи, традиции. Под его влиянием американские социологи отвернулись от глобальных проблем человечества, сосредоточившись на изучении малых дел и конкретных проблем.

Родился Уильям Грэхэм Самнер в Патерсоне, Нью-Джерси (Paterson, New Jersey); в 1863-м он успешно окончил Йельский Колледж (Yale College). В конце 1860-х Самнер некоторое время работал священнослужителем; впрочем, религия не заставила его окончательно расстаться с наукой – уже в 1872-м Самнер начал преподавать в Йельском Университете (Yale University) политэкономику.

Самнер всегда был уверен, что вмешательство государства в экономические дела должно быть минимальным; он также стоял за свободную торговлю, золотой стандарт и против социализма. Немало времени он посвящал продвижению классического, основанного на свободной торговле либерализма; собственно, даже по сей день в мире есть немало клубов его имени.

Социализм был не единственной больной темой для Самнера; ничуть не меньшую нелюбовь он питал и к империализму. Подобно целому ряду своих современников-либералов – вроде Эдварда Аткинсона (Edward Atkinson), Мурфилда Стори (Moorfield Storey) и Гровера Кливленда (Grover Cleveland) – Самнер выступал против испано-американской войны и последовавших попыток США подавить беспорядки на Филиппинах (Philippines).

Уже после войны Самнер стал вице-президентом Антиимпериалистической лиги, призванной противостоять захвату территории. В своей легендарной речи "Завоевание США Испанией" ("The Conquest of the United States by Spain") – кстати, по сей день считающейся одной из лучших его работ – Самнер обвинил империалистов в предательстве собственных идеалов, сравнив нравы современной Америки с когда-то строившейся страной равных. Империализм, согласно Самнеру, привел к власти плутократов – бизнесменов, питающихся правительственными субсидиями и контрактами.

Немалых успехов Самнер добился и в социологии; более всего его интересовали концепции диффузионизма, этноцентризма и традиционных образцов поведения тех или иных социальных и этнических групп. Исследования таких образцов в свое время убедили Самнера в том, что правительственные реформы по большей части своей обречены на провал с самого начала.

В 1875-м Самнер стал первым, кому довелось представить англоговорящему миру учебный курс под названием "социология"; следует, впрочем, понимать, что Уильям обучал своих студентов скорее идеям Огюста Конта (Auguste Comte) и Герберта Спенсера (Herbert Spencer), нежели традиционной социологии, сложившейся 20 годами позже под бдительным присмотром Эмиля Дюркгейма (Émile Durkheim).

Самнер стал вторым президентом Американской социологической ассоциации (American Sociological Association); занимал этот пост он с 1908-го по 1909-й. Интересно, что сменил Уильяма его старый оппонент, Лестер Уорд (Lester F. Ward).

В 1880-м Самнер стал участником одного из первых дел о свободе преподавания; горячо любимые Самнером идеи социального дарвинизма руководству Йеля показались несколько не в меру спорными. Поводом для конфликта стала дискуссия о необходимости использования в учебном курсе труда Герберта Спенсера "Study of Sociology".

Лучшие дня

Превращаясь в Барби
Посетило:3137